Контекст для дискуссии

Организация Объединенных Наций придает первостепенное значение воде и санитарии. Интегрированное управление водными ресурсами находится в центре внимания главы 18 Повестки дня на 21 век. Тема воды и санитарии рассматривалась Комиссией по устойчивому развитию на ее 2-ой (1994 г.) и 6-ой (1998 г.) сессиях; Генеральной Ассамблеей ООН на 19-ой Специальной сессии, посвященной обзору выполнения Повестки дня на 21 век (1997 г.) и Всемирным Саммитом по устойчивому развитию (2002 г.) в ходе рассмотрения его Плана по выполнению. Впоследствии Комиссия по устойчивому развитию рассматривала вопросы воды и санитарии на своей 12-ой сессии (2004 г.) и 13-ой сессии (2005 г.), а также на 16-ой сессии( 2008 г.) и 20-ой сессии (2012 г.)

Другой исторической инициативой ООН стало продвижение повестки дня по устойчивому использованию водных ресурсов в рамках Международного Десятилетия действий “Вода для жизни”, 2005-2015, открытие которого состоялось 22 марта 2005 г. во Всемирный день воды.

Целью Десятилетия являлось содействие усилиям по выполнению к 2015 году принятых на международном уровне обязательств по воде и водным проблемам, с особым акцентом на привлечение женщин к участию в этих усилиях. Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-й год Международным годом пресной воды, 2008-ой год Международным годом санитарии и 2013-ый год Международным годом водного сотрудничества.

Декларация Тысячелетия по развитию (2000 г.) также призывала мир сократить вдвое к 2015 году число людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде, а также сократить долю населения, не имеющего доступа к базовой санитарии. Документ призывал международное сообщество к борьбе с опустыниванием и сокращению последствий засухи и наводнений, развитию интегрированного управления водными ресурсами и разработке к 2005 году планов по эффективному использования водных ресурсов, а также оказывать поддержку развивающимся странам с переходной экономикой в их усилиях по контролю и оценке количества и качества водных ресурсов.

Достижения

Несомненно, был достигнут значительный прогресс. Согласно программе ООН по глобальному мониторингу, Цель развития тысячелетия  по питьевой воде была достигнута к 2010 году, это гораздо раньше 2015 года, который был определен как срок выполнения данной ЦРТ.

Если конкретно, то более 90 % населения мира сегодня имеет улучшенный доступ к питьевой воде и пять развивающихся районов достигли поставленной цели по обеспечению доступа к питьевой воде; начиная с 1990 года 2,6 миллиарда людей получили доступ к улучшенным источникам питьевой воды; 96 % городского и 84% cельского населения мира пользуются улучшенными источниками питьевой воды. Наименее развитые страны не достигли поставленной цели, но с 1990 года 42% их сегодняшнего населения получили  доступ к улучшенным источникам питьевой воды.

Прогресс в улучшении доступа к питьевой воде способствовал прогрессу в области здравоохранения, сокращению бедности и выполнению других ЦРТ.

В прошлом году в рамках ООН был выдвинут ряд смелых инициатив, нацеленных на формирование новой архитектуры, способствующей полному и своевременному достижению поставленных целей и задач в области водных ресурсов.

По инициативе Генерального Секретаря ООН и Президента Всемирного Банка была учреждена Панель высокого уровня  по вопросам водных ресурсов (HLPW), которая будет способствовать продвижению усилий, направленных на улучшение доступа к водным ресурсам и санитарии,  и  их устойчивому управлению. В число членов Панели высокого уровня входят главы государств/правительств десяти стран-членов ООН, которые в течение двух лет будут активно продвигать усилия по финансированию и осуществлению целей и задач, связанных с водными ресурсами и санитарией.

На 7-ом Bодном Форуме (апрель 2015 г., Республика Корея,) Президент Республики Таджикистан выступил с инициативой о провозглашении нового Международного десятилетия “Вода для устойчивого развития”. Данное десятилетие призвано продолжить положительный опыт Международного десятилетия действий «Вода для жизни, 2005-2015» и создать широкую платформу для активизации и наращивания на всех уровнях усилий по продвижению и выполнению целей и задач устойчивого развития, связанных с водными ресурсами. Участники Международной конференции высокого уровня по итогам реализации Международного десятилетия действий “Вода для жизни”, 2005-2015, проходившей согласно Резолюции ГА ООН 69/215 в Душанбе 9-10 июня 2015 г., обратились к международному сообществу “с настоятельной просьбой … рассмотреть возможность провозглашения нового Международного десятилетия действий “Вода для устойчивого развития” в продолжение достижений Международного десятилетия действий “Вода для жизни”[1].

В 2015 году завершил свою деятельность Консультативный совет Генерального секретаря ООН по водным ресурсам и санитарии (UNSGAB). [2]Совет опубликовал  заключительный доклад по результатам своей деятельности (The UNSGAB Journey), который был передан Генеральному секретарю ООН и официально представлен международному сообществу во время заключительного заседания UNSGAB 18-20 ноября 2015 г. Доклад дал оценку достигнутому прогрессу и методам его достижения, а также указал сферы, где работа оставалась незавершенной.

Проблемы

Проблемы по-прежнему существуют. Для начала следует отметить, что прогресс в области санитарии отстает от прогресса, достигнутого в обеспечении доступа к улучшенным источникам питьевой воды. Мир не выполнил поставленную задачу по санитарии, и 2,4 миллиарда людей по-прежнему не имеют доступа к улучшенным объектам санитарии. Более конкретно, международное сообщество не смогло достичь поставленной глобальной ЦРТ по санитарии, оставив позади почти 700 миллионов людей. Согласно расчетам Всемирной организации здравоохранения, ежегодные экономические потери вследствие неспособности обеспечить адекватные санитарные условия составляют 260 миллиардов долларов США, что составляет от 1%  до 6%  ВВП.

Во-вторых, по-прежнему существующий разрыв между городским и сельским населением, мужчинами и женщинами в разделении бремени доставки воды и продолжающееся отсутствие доступа бедных слоев населения к питьевой воде и объектам санитарии и гигиены не только в сельских, но и городских районах, подчеркивают масштабы социально-экономических проблем, с которыми предстоит столкнуться на пути достижения ЦУР и целевых задач. Опыт показал, что часто более сложным является преодоление социального расхождения  и неравенства в сфере доступа к базовым услугам.

В-третьих, согласно существующим прогнозам, к 2050 году население на земном шаре увеличится до 9,7 миллиарда человек. По расчетам ООН, 90% прироста будет приходиться на развивающиеся страны, многие их которых уже сегодня испытывают водный стресс или нехватку воды. Кроме того, развивающиеся  страны будут переживать период значительной урбанизации, что усилит  возрастающее давление на городскую инфраструктуру.

Кроме того, ожидается,  что в период с 2000 по 2050 гг. всемирный спрос на воду со стороны производственной индустрии возрастет на 400%, преимущественная  часть которого будет приходиться на новые экономики и развивающиеся страны. Есть вероятность, что одновременно с ростом спроса на воду, увеличится загрязнение водных ресурсов, отчасти из-за отсутствия водоочистительных сооружений.

Согласно мнению экспертов Всемирного Банка, изменение климата будет оказывать значительное влияние на водоснабжение. Потери из-за нехватки воды, усугубляющейся изменением климата, могут доходить в некоторых регионах до 6% от их ВВП,  а также вызвать миграцию и конфликты. Исследования в области климата также предполагают вероятность значительных изменений во временном и пространственном распределении водных ресурсов, а также значительное повышение частоты и интенсивности водных стихийных бедствий вследствие выбросов в атмосферу углекислых газов. Риску будет подвергаться  здоровье водных бассейнов и экосистем.

На более фундаментальном уровне, если мир будет продолжать идти по сегодняшнему пути, то он может оказаться перед лицом 40%-ной нехватки воды уже к 2030 году. Среди наиболее уязвимых стран окажутся страны, не имеющие выхода к морю, и малые островные развивающиеся государства, а также страны, в которых наблюдается нехватка воды.

Кроме того, региональные проблемы, такие как нехватка воды, проблема воды и мира и водная безопасность, взаимосвязанность воды-продовольствия-энергии будут создавать проблемы в достижении Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года.  Ведь уже в 2015 году 663 миллиона человек все еще не имели доступа к улучшенным источникам питьевой воды.

Финансирование и укрепление потенциала

Ключевым условием для решения таких проблем, как удовлетворение возрастающего спроса на воду, обеспечение устойчивого, справедливого водоснабжения и санитарных услуг для всех, будет инвестирование в водную инфраструктуру, защиту водных бассейнов  и экосистем, очистку использованной воды и сокращение загрязнения водных ресурсов. Расчеты объема необходимого финансирования разнятся, но в целом прогнозы называют цифру, превышающую триллионы долларов США на период до 2030 года, что ведет к призывам увеличить масштаб инвестирования  с миллиардов до триллионов долларов. Удовлетворить такие требования к финансированию можно только при условии, если к традиционным общественным и частным фондам, международным кредитам и официальной помощи на развитие (ODA) прибавятся инновационные источники финансирования, включая  новые отечественные источники финансирования.

Кроме того, инвестирование должно быть распространено на человеческий и институциональный потенциал, создание институтов и объектов по управлению водными ресурсами, расширение знаний и навыков в области интегрированного управления водными ресурсами, эффективного управления водопользованием, защиты водных бассейнов и экосистем, а также на применение наилучшей практики по устойчивому управлению водными ресурсами, включая обучение и партнерства.

Сontext for discussion

The United Nations has attached top priority to water and sanitation.  Integrated water resource management is the focus of chapter 18 of Agenda 21. Water and sanitation were addressed by the Commission on Sustainable Development at its second (1994) and sixth (1998) sessions; by the United Nations General Assembly at its nineteenth Special Session to review the implementation of Agenda 21 (1997) and by the World Summit on Sustainable Development (2002) through its Plan of Implementation. The Commission on Sustainable Development subsequently reviewed water and sanitation at its twelfth session (2004), thirteenth session (2005), at its sixteenth and twentieth sessions (2008 and 2012).

Another historic initiative by the United Nations in advancing the sustainable water agenda was the International Decade for Action “Water for life”, 2005-2015 launched on 22 March 2005, on World Water Day. The Decade aimed to promote efforts to fulfill international commitments made on water and water-related issues by 2015, placing special emphasis on the involvement and participation of women in these efforts. In addition, the General Assembly declared the year 2003 as the International Year of Freshwater, the year 2008 as the International Year of Sanitation, and the year 2013 as the International Year of Water Cooperation.

The Millennium Development Declaration (2000) also called for the world to halve, by 2015, the proportion of people without access to safe drinking water as well as the proportion of people who do not have access to basic sanitation. It called upon the international community to combat desertification and mitigate the effects of drought and floods; to develop integrated water resources management and water efficiency plans by 2005; and to support developing countries and countries with economies in transition in their efforts to monitor and assess the quantity and quality of water resources.

Achievements

Clearly, significant progress has been achieved.  As reported by the United Nations global monitoring programme, the MDG target for safe drinking water was met in 2010, well ahead of the MDG deadline of 2015.

More specifically, over 90 percent of the world’s population now has access to improved sources of drinking water; five developing regions met the drinking water target; 2.6 billion people gained access to an improved drinking water source since 1990; 96 percent of the global urban population uses improved drinking water sources, compared with 84 percent of the rural population. The least developed countries did not meet the target, but 42 percent of their current population gained access to improved drinking water sources since 1990.

Progress in improving access to drinking water contributed to progress in health, poverty reduction, and other MDG targets.

Last year, within the UN, a number of bold initiatives were proposed, with the aim to create new architecture that would promote full and timely achievement of the water-related goals and objectives.

At the initiative of the UN Secretary-General and the President of the World Bank a High-level Panel on Water (HLPW) was established, with the aim to enhance efforts at improving access to water and sanitation, and their sustainable management. Among its members, the High-level Panel has Heads of State/Government of the ten UN member states, who for two years will be actively advancing efforts at financing and implementing the sustainable development goals and objectives related to water and sanitation.

At the 7th World Water Forum (Republic of Korea, April 2015) the President of the Republic of Tajikistan, Emomali Rahmon, proposed a new initiative to proclaim an International Decade for Action under the motto «Water for Sustainable Development». The purpose of the decade is to build up on the positive experience of the International Decade for Action «Water for Life, 2005-2015» and to create a broad platform for revitalization and strengthening, at all levels, the efforts at promoting and implementing the sustainable development goals and objectives related to water resources. The participants of the International High-Level Conference on the International Decade for Action «Water for Life», 2005-2015, which in accordance with the resolution 69/215 of the UN General Assembly was held in Dushanbe on 9 and 10 June 2015, have urged «the international community …consider the possibility of proclaiming a new International decade for action «Water for sustainable development»,.to keep the momentum gained the Water for life Decade”.

During 2015, the United Nations Secretary-General’s Advisory Board on Water and Sanitation (UNSGAB) completed its work and published its final report (The UNSGAB Journey)[1] that was handed over to the Secretary-General and officially shared with the international community during UNSGAB’s final meeting 18 — 20 November 2015. The report took stock of what was accomplished, how it was achieved, and unfinished business.

Challenges

But significant challenges remain. To start with, the achievements in access to improved drinking water were not matched in sanitation. The world fell short on the sanitation target, leaving 2.4 billion without access to improved sanitation facilities. More specifically, the international community missed the global MDG target for sanitation by almost 700 million people. Estimates by WHO suggests the economic cost of poor sanitation at US$260 billion per year, ranging from 1 to 6 percent of the national GDP.

Secondly, the remaining gaps between urban and rural residents, between men and women in sharing water collection burden and the continued lack of access of the poor, not only in rural but also in urban areas, to improved drinking water, sanitation and hygiene facilities, highlight the magnitude of the social and economic policy challenges ahead in achieving the water SDG and related targets.  Experience has shown that it is often more difficult to overcome social gaps and inequalities in access to basic services.

Thirdly, the world’s population is projected to expand to 9.7 billion people by 2050. By UN estimate, 90% of the increase will be in developing countries—many of them are already experiencing water stress or scarcity. In addition, developing countries in Asia and Africa will see significant urbanization, adding to growing pressure on urban infrastructure.

In addition, global water demand for the manufacturing industry is expected to increase by 400% from 2000 to 2050, with the bulk of this increase occurring in emerging economies and developing countries. Alongside  will be likely an increase in water pollution, in part due to lack of wastewater treatment facilities.

Climate change will have significant impact on water supply. Water scarcity, exacerbated by climate change, could cost some regions up to 6% of their GDP, spur migration, and spark conflict, according to the World Bank. Climate studies further suggest that the world is likely to see crucial changes in the temporal and spatial distributing of water resources. AdditionallyThe frequency and intensity of water-related disasters rise significantly with increasing greenhouse gas emissions. At risk will be the health of water basins and ecosystems.

At a more fundamental level, if the world continues on its current path we may face a 40% shortfall in water availability by 2030.  Among the most vulnerable countries will be LDCs and SIDS, as well as water-scare countries.

In addition, regional challenges such as water scarcity, water—peace and security, and water-food-energy nexus, will pose challenges to the achievement of the 2030 Agenda. After all, in 2015, 663 million people still lack improved drinking water sources.

Financing and capacity building

To meet the growing water demand and ensure sustainable, equitable water supply and sanitation services for all, we must invest in water infrastructure,  protect water basins and ecosystems, treat wastewater, and reduce water pollution..  Estimates of water financing requirements vary, but the overall requirements are projected to exceed trillions between now and 2030 – leading to calls for scaling up investments from billions to trillions. Such financing requirements will need to be met from not only traditional public and private funds, international loads and ODA, but also innovative sources of financing, including innovative domestic sources of financing.

In addition, investment should be extended to investment in human and institutional capacity, to build up water management institutions and utilities, to strengthen knowledge and skills in integrated water resources management, water efficiency management, water basins and ecosystem protection, as well as to acquire and utilize best available sustainable water management practices, through training and partnerships.