Факты и цифры о воде в Таджикистане

Таджикистан по запасам водных ресурсов занимает одно из лидирующих позиций не только в Центральной Азии, но и во всем мире.

Ледники

В стране сосредоточены громадные запасы снега и льда. Количество ледников в республике достигает 14509 с общей площадью оледенения 11146 км2 . Суммарный запас льда в ледниках составляет около 845 км3, что в 13 раз превышает годовой сток всех рек страны.

Реки

По территории Таджикистана протекают 947 рек, общая длина которых превышает 28500 км.На территории Таджикистана формируется свыше 80% стока реки Амударья и 1% стока реки Сырдарья. В целом это составляет 64км3 в год, что равнозначно 55,4% от общего стока бассейна Аральского моря.

Озера и водохранилища

В стране насчитывается около 1300 озер общей площадью 705км2. В озерах Таджикистана содержится более 46,3км3 воды, из которых 20км3 являются пресными.В Таджикистане имеется 9эксплуатируемых водохранилищ общей площадью водного зеркала 664 км2. Полный объем водохранилищ составляет 15,344 км3, что равен 13% среднемноголетнего стока рек бассейна Аральского моря. Полезная ёмкость водохранилищ страны равна 7,63 км3.

Подземные воды

Потенциальные запасы подземных вод Таджикистана составляют 6,9км3/год. Эксплуатационные запасы подземных вод оцениваются в 2,5 км3/год.

Основные потребители воды и водопользователи в Таджикистане

Основными потребителями воды в Таджикистане являются орошаемое земледелие, доля которого варьируется от 85 до 90% от всего объема используемых вод, хозяйственно-питьевое водоснабжение – до 2-3%, промышленность — до 2-3% и рыбное хозяйство — до 2%.

Орошаемое земледелие является стратегически важным направлением экономики страны. Оно обеспечивает до 90% объемов сельскохозяйственного производства, составляющего до 20% национального ВВП. Таким образом, орошаемое земледелие вносит существенный вклад в развитие экономики и достижение продовольственной безопасности. Существенным является и значимость орошаемого земледелия в обеспечении занятости сельского населения, составляющего более 70% населения страны.

Рекреационные ресурсы Таджикистана также являются важным потенциалом будущего развития страны. В стране имеется 162 природных ландшафтных памятника, более 200 источников минеральных вод, 18 грязевых и соленых озер. Эти ресурсы эффективны для вложения национального и зарубежного капитала и в будущем могут стать одним из основных составляющих развития экономики страны.

Важную роль играют водные ресурсы и для сохранения экологических систем, особенно водно-болотных угодий, особо охраняемых природных территорий, из которых важнейшими являются «Тигровая балка» и Таджикский национальный парк, имеющие биосферное значение.

Наряду с социально-экономическими выгодами водные ресурсы оказывают и отрицательное воздействие. Сложные географические условия делают страну уязвимой к таким стихийным бедствиям, как сели и наводнения, которые повторяются до 25 раз за каждое десятилетие. В особо многоводные годы ущерб Таджикистана от наводнений и селей достигает сотен миллионов долларов США. Только ущерб вследствие селей и наводнений 2010 года составил более 600 млн. долларов США. Это серьезно подрывает усилия страны по достижению согласованных на международном уровне целей по развитию, включая ЦРТ.

Эти важнейшие участники водохозяйственного комплекса определяют основу национального развития в Таджикистане. Самым приоритетным видом водопользования в стране является питьевое водоснабжение и санитария, однако, по важности в обеспечении экономического развития все виды уступают гидроэнергетике.

Гидроэнергетический потенциал Таджикистана оценивается в 527 млрд. кВт.ч в год, что в три раза превышает нынешнее электропотребление стран Центральной Азии. По общим потенциальным запасам гидроэнергоресурсов Таджикистан занимает восьмое место в мире, после Китая, России, США, Бразилии, Заира, Индии и Канады. По удельным показателям гидроэнергопотенциала на один квадратный километр территории (3696,9 тыс.кВт.ч. в год/км2) и на душу населения (65,9 тыс. кВт.ч. в год/чел.) страна занимает соответственно первое и второе места в мире.

Современное использование гидроэнергетических ресурсов позволяет вырабатывать в Таджикистане около 17 млрд. кВт. часов электроэнергии в год, что составляет порядка 3% от имеющегося потенциала. Доля гидроэнергетики в общей схеме топливно-энергетического баланса страны составляет более 98%. Основными потребителями электроэнергии в стране являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, хозяйственно-бытовой сектор. В принципе, именно эти сектора и являются ключевыми для экономического развития, о чем свидетельствует структура ВВП страны.

Facts and figures about water in Tajikistan

Tajikistan takes one of the leading positions in the Central Asian region as well as throughout the world on the reserves of water resources.

Glaciers

Large reserves of snow and glaciers are accumulated in the country. The number of glaciers in the country amounts to 14509 with a total area of glaciations 11146 km2. The total stock of the ice in glaciers is about 845 km3, which is 13 times more than the annual flow of all rivers of the country.

Rivers

There are approximately 947 rivers flows through the territory of Tajikistan; the total length exceeds 28500 km. Over 80% of the Amudarya River flow and 1% of the Sirdarya River flow are formed in Tajikistan. As a whole, it is 64 km3 of river flow per year, which amounts to 55.4% of the total drainage of the Aral Sea basin.

Lakes and reservoirs

The country has about 1300 lakes with total area of 705 km2. Lakes of Tajikistan contain more than 46.3 km3 of water, including 20 km3 of fresh water.

As of today, there are 9 reservoirs that’s are exploited in Tajikistan with the total water surface area of 664 km2. The total volume of the reservoirs is 15.344 km3, which is 13% of the average annual flow of rivers of the Aral Sea basin. The useful capacity of reservoirs of the country totals to 7.63 km3.

Ground waters

The potential groundwater reserve of Tajikistan is 6.9 km3/year. The actual exploitation of groundwater reserves are estimated at 2.5 km3/year.

 

The main consumers of water and water users in Tajikistan

The main consumers of water in Tajikistan are irrigated agriculture, the share varies from 85 to 90% of the total volume of water used, drinking water supply up to 2-3%, industry up to 2-3% and fisheries — 2%.

Irrigated agriculture is a strategically important area of the economy. It provides up to 90% of agricultural production, which is about 20% of the national GDP. Thus, irrigated agriculture makes a significant contribution for economic development and food security. The importance of irrigated agriculture is significant in ensuring employment for the rural population constituting more than 70% of the population of the country.

Recreational resources of Tajikistan are also an important potential for future development of the country. The country has 162 natural landscape monuments, more than 200 being mineral springs, as well as 18 mud and salt lakes. These resources are effective for investments of national and foreign capital and in the future may become one of the main components of the country’s economic development.

Water resources play an important role in conservation of ecological systems, particularly wetlands and especially protected natural areas, the most important ones are «Tigrovaya Balka» and the Tajik National Park, which have an ecological value.

Along with the socio-economic benefits of water resources, there is also a negative impact. Difficult geographical conditions make the country vulnerable to natural disasters such as mudslides and floods repeated up to 25 times per decade. In very wet years, the damage from floods and mudslides in Tajikistan reaches to hundreds of millions of dollars. Only the damage caused by mudslides and floods in 2010 amounted to more than 600 million USD. This seriously undermines the country’s efforts to achieve the internationally agreed development goals, including the MDGs.

The foreground water use in the country is drinking water supply and sanitation, however, in terms of importance in ensuring economic development the hydropower dominates.

Tajikistan’s hydropower potential is estimated at 527 billion. KWh/year that three times the current electricity consumption in Central Asia. As regard of potential reserves of hydropower, Tajikistan ranks eighth in the world, after China, Russia, USA, Brazil, Zaire, India and Canada. As regard to specific indicators of hydropower per square kilometer (3,696.9 thousand kWh. per year / km2) and per capita (65.9 thousand kWh. Per year / person), the country ranks the first and second in the world, respectively.

The current use of hydropower resources in Tajikistan allows producing about 17 billion. KWh of electricity per year, which is about 3% of the existing capacity. The share of hydropower in the overall scheme of the fuel and energy balance of the country is over 98%. The main consumers of electricity in the country are industry, agriculture, transport, communication, and household sector. In principle, these sectors are crucial for economic development as evidenced by the structure of the country’s GDP.